Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

День красного носа (1999)

Алла Глебова
Журнал «Домовой», 1999 г.

«А где же ваш красный нос? Нет носа? Так я и думал. Не расстраивайтесь, я куплю вам один». Ричард Горст, выпускник престижной Ampelforth School и Кембриджа, главный менеджер образовательной компании Albion, сотрудничающей с доброй сотней престижных английских школ, хозяин респектабельного офиса в Оксфорде, не шутил. Он купил мне отличный нос - красный, мягкий, с удобной расщелиной для моего родного носа. Для меня этот red nose - память о всебританской благотворительной акции Red Nose Day, когда каждому предоставляется возможность освободить свой карман от бренчащей мелочи в пользу сирых, больных и голодных, купив себе красный нос. Я напяливаю его себе самой в назидание. Чтобы подойти к зеркалу и сказать своему красноносому отражению: «Никогда не говори, что ты окончательно разобралась в том, что такое английское образование и почему оно престижно, даже если ты пишешь о нём в третий раз». Потому что английская образовательная система - удивительно здоровый и живучий организм, способный к постоянному обновлению. Всё это мне открылось в Red Nose Day.

Да здравствуют принципы, долой догмы!

«Смотрите внимательно на эту картину!» - говорит мистер Горст, генеральный менеджер образовательной компании Albion. И я смотрю на портрет Дугласа Белоу, директора школы с 1915-го по 1928 год. Без сомнения, он самый неприятный из всей плеяды директоров Bradfield, которые изображены на портретах. «Его фамилия созвучна слову «bellow», что значит «реветь, мычать». Неслучайное совпадение. Он был известен своей жестокостью в те времена, когда её называли «принципиальностью». Обратите внимание, палка на картине в его руке аккуратно закрашена. Это та самая палка, которой он колотил своих воспитанников почём зря». И без палки малоприятный мистер Реветь-Мычать отправлен висеть на стене потомкам в назидание. И в знак того, что английские воспитатели достаточно быстро умеют распознавать, где догма, а где принципы, и способны жертвовать первым ради незыблемости вторых. Причём происходит это в обозримый период времени. Ещё два-три года назад я встречалась с английским директором, который, гордясь своей принципиальностью, упорно пытался накормить российских детей овсянкой и всё недоумевал по поводу того, как это дети бедной России так разборчивы в еде. Сегодня же питание организованно по принципу шведского стола. Ещё совсем недавно считалось полезным селить учеников-мальчишек в огромных и неприютных, как казарма, комнатах. Сегодня же каждому стараются предоставить возможность уединиться.

Ещё три года назад мне в качестве примера английской принципиальности пересказывали историю о несгибаемом директоре, который отослал домой строптивого русского мальчика за то, что он вышел из жилого корпуса без обязательного пиджака. А сегодня с восторгом сообщают о том, как директриса престижной St.Swithun’s School, дама с прикусом железной леди, обратив внимание на то, что ученицы даже в зимнюю стужу гнушаются форменного пальто, сдалась практически без боя, повелев сшить для девушек новые модные жакеты. Что же касается принципов, сделавших английскую систему воспитания самой престижной и успешной, они незыблемы, как и 500 лет назад.

Слава из Вильнюса был наказан. Он дал слово и не выполнил обещания. Наказание состояло в том, чтобы приходить за полчаса до начала занятий в класс. Это значит, что наказывать приходится себя самому, ведь провинившегося никто не будит. Он должен проснуться вовремя сам. Слава проснулся.

- А если бы ты не пришёл?

- Было бы хуже. Тогда мне пришлось бы сидеть «дома» в выходные дни.
Славу учат свободе. Ведь свобода предполагает свободу выбора, равно как и ответственность за сделанный выбор.

Английское воспитание и его качественный продукт

«Только не говори, что не согласна с тем, как преподают религию в школе. И ты обязательно будешь префектом»,- говорила ей хаусмистрис. Не то чтобы Маша рвалась в префекты. Это в первую очередь хлопотно. Ведь префекты - это старшеклассники, выполняющие роль связующего звена между учителями, администрацией школы и учениками. Префекты обеспечивают выполнение решений педагогического коллектива. Понятно, что подчинения себе можно добиться по-разному. Маша решила стать префектом, потому что она и так много работала с малышами и малыши с удовольствием слушались её. Собеседование у директора в присутствии почти всех учителей шло отлично, пока директор её не спросил, что бы она изменила в школе. «Я не согласна с тем, как преподают религию в школе», - не поступилась принципами Маша. Это был её свободный выбор. Она не стала префектом. Но потом многие учителя подходили к ней, жали руку и говорили: «Маша, мы тебя уважаем».

Те, кто знакомы с Машей, признают наверняка, что английская система воспитания никогда не придёт в упадок. Первый раз я наблюдала Машу лет пять назад, так сказать, на входе. Она была двенадцатилетним ребёнком. У неё был растерянный взгляд, развязанные шнурки и амбициозные родители в Москве. Теперь, на выходе, передо мной сидела флагман английской системы образования и леди, несмотря на приставленный красный нос и неброскую одежду. Леди - это очень сложное понятие. Но необходимое условие, разящее наповал - простота и незатейливость в общении, за которыми много чего стоит, и вы это чувствуете. Что стоит за юной леди Машей? Английский - это само собой. Хорошие французский и немецкий. Незабытый русский. Золотая медаль за «Прозу и поэзию» (по курсу Speech and Drama - ораторское и драматическое искусство), потому что авторитетная комиссия осталась довольна тем, как Маша прочитала монолог Виолы из «Двенадцатой ночи» Шекспира и стихотворение - увы! - не читанного мною Уильяма Батлера Йейтса. Ещё Маша ведёт для младших школьников "combined cadet force" (местный школьный курс молодого бойца) и учит детей бегать, прыгать, плавать, стрелять. Подала документы в Лондонскую школу экономики со всеми полагающимися рекомендациями, потому что выпускные экзамены на престижнейший диплом A-level уже на носу. Но, несмотря на бешеную нагрузку, на ближайшие каникулы она собирается съездить в Мексику со своим английским бой-френдом (это её одноклассник) и его родителями. Маша мечтает стать студенткой ещё и потому, что студенческий статус предполагает разрешение на работу. «Я мечтаю подрабатывать, чтобы родителям было полегче», - говорит талантливая и красивая Маша. У неё прекрасные жизненные перспективы.

Какая школа вам нужна

- Российские родители всё меньше нуждаются в том, чтобы их водили за руку. Их уже меньше пленяют архитектурные и ландшафтные красоты, ведь английские пансионы больше похожи на дворцы и расположены в самых живописных местах Англии. Они хотят судить по существу. И многие способны уже сами развернуть газеты, в которых ежегодно публикуется рейтинг английских пансионов по результатам выпускного экзамена на A-level, - говорит мистер Горст.

- Значит, выбирай школу по принципу: чем ближе к голове таблицы, тем лучше?

- Не совсем так. Высокий средний балл, все "А" например, означает, что почти наверняка в эту школу отбирают самых подготовленных детей. При этом следует иметь в виду, что разница между "А" и "В" в принципе небольшая. "В" - вполне себе прекрасная оценка. При этом следует иметь в виду, что в этих самых престижных школах царит достаточно жёсткая дисциплина и иностранцам там адаптироваться труднее. В английских пансионах достаточно опытных преподавателей, способных научить и воспитать. Приятная школьная атмосфера, хороший контакт с директором и учителями важнее изменчивых рейтингов.

Для того, чтобы сделать выводы о том, будет ли счастлив ваш ребёнок в данных школьных стенах, достаточно не столько хорошо говорить на английском, сколько быть наблюдательным. Насколько стабильное положение в школе, можно судить по тому, например, как здесь вкладывают деньги в её развитие. В Winchester College, например, не может не поразить совершенно новый театральный и музыкальный комплекс, буквально напичканный самой современной аппаратурой и техникой. Bradfield College заканчивает строительство жилых корпусов, где дети будут жить в условиях хорошего современного жилья.

Бывшие воспитанницы празднуют в старых стенах Woldingham School свои свадьбы. Согласитесь, это достаточно веское доказательство того, что здесь хорошо жить и учиться.

Следует также осведомиться, насколько активно работает в школе учительско-родительская ассоциация (Parents-Teachers Association - PTA), задача которой организовывать совместный учительско-родительский досуг (очень популярны, например, вылазки на природу с барбекю и культурной программой), насколько тесны контакты между учителями и бывшими учениками (old girls and boys). Эти самые old girls and boys принимают зачастую достаточно активное участие в устройстве судьбы и карьеры своих младших товарищей по alma mater. И очень важна для ребёнка личность хаусмастера (housemaster) - педагога, который живёт в одном доме с детьми. Очень важно, например, узнать о семейном положении этого человека. При этом бывалые ученики утверждают, что степень непреклонности хаусмастера определяется количеством его или её собственных детей. Тут наблюдается обратно пропорциональная зависимость.

А как справляется Albion с трудными детьми, которые курить, пить и говорить научились одновременно? Могут ли такие дети вписаться в английскую систему образования? Outward bound adventure training - школа приключений! Вот что может помочь такому ребёнку прийти в себя. Здесь важно не столько знание языка, сколько умение жить в походных условиях, действовать в команде, переносить физическую нагрузку, быть находчивым. Кроме трудных детей богатых родителей такой тренинг проходят студенты бизнес-колледжей, чтобы развить в себе способность быстро принимать правильные решения и выявить скрытые способности к лидерству, ведь командира группа выбирает сама.

Большинство детей из России приезжают для того, чтобы сдать экзамены на заветный А-level, открывающий двери во все университеты мира.

A-level - не стоит думать, что это просто

«Подготовка к экзаменам на A-level длится для хорошо владеющих английским два года. И, как правило, наши ребята весь первый год - на самом деле решающий - просто бездельничают, не отдавая себе отчёта в том, что происходит», - говорит Маша.

А происходит вот что. После получения GCSE (General Certificate of Secondary Education) - сертификата о среднем образовании, что соответствует нашему аттестату зрелости, - соискателям нужно выбрать три предмета для следующих экзаменов - на A-level, которые приравниваются к вступительными в университет. Эти предметы закрепляются за кандидатом, и поменять их потом нельзя, даже если вдруг выяснится, что их выбор не соответствует университетским требованиям для данной специальности. (Например, для поступления на медицинский факультет нужно иметь оценки по химии и биологии, но есть специальности, по которым набор предметов меняется от университета к университету.) Документы в университет подаются по окончании первого года обучения в рамках подготовки на A-level. При этом в университет посылаются школьные рекомендации и прогноз результатов экзамена на A-level, который учитель составляет на основании результатов первого года обучения.

«То есть место в университете вам резервируется на основании вот этого самого учительского прогноза. Если кто-то этого не сознаёт и в первый год бездельничает, ему же хуже», - говорит Маша. Её, например, ждут в Лондонской школе экономики, если результаты экзаменов окажутся не ниже учительского прогноза, то есть если Маша получит две оценки «A» и одну «В». При этом оценок будет три, экзаменов - десять, и четыре, как здесь говорят, «бумаги». Что же будет сдавать умная Маша? Во-первых, математику. Во-вторых, экономику бизнеса. Это результирующая оценка четырёх составляющих: экзаменационных баллов по макро- и микроэкономике и по двум практическим заданиям. Ещё Маша будет сдавать историю. А именно британскую историю и историю Германии с 1919-го по 1945 год. И ещё она должна заучить наизусть 50 исторических документов. А перед этим Маша будет писать курсовые. Она уже написала одну, посвящённую отмене крепостного права в России в 1861 году. Я читала эту работу. Мне было интересно.

Новые программы Albion применительно к новым российским обстоятельствам

Albion быстро отреагировал на российский экономический кризис. Мы, пострадавшие, не совсем ещё очухались, а Albion уже отвечает на новый спрос новым предложением. Кроме традиционных и проверенных временем пансионов, летних школ, установочных предуниверситетских курсов Albion предлагает для 16-летних также учебные программы в государственных школах с проживанием в семьях, или частно-государственное обучение, где часть предметов изучается в государственной школе, а часть - в частной, в рамках партнёрского сотрудничества частных и государственных школ в Оксфорде и его окрестностях.

Выпускникам российской школы предлагается также годичный курс Business and Management Studies в оксфордском Business College с получением соответствующего диплома.

Курсы английского предлагается, например, сочетать с учёбой в Лондонской школе секретарей.

Кроме того, российским студентам и школьникам предлагается программа «Учебный год за рубежом» (A Year Abroad) в школах и университетах Англии, Швейцарии, Америки.

Другие публикации раздела